Высоко в ущелье Каман-Суу, на высоте около 2500 метров над уровнем моря, скрыт один из самых выразительных и многослойных памятников наскального искусства Кыргызстана -Жалтырак-Таш, что в переводе означает «блестящий камень». Это не просто скальный выход, испещрённый древними рисунками: это своеобразный хронотоп, где на одном камне сосуществуют эпохи- от глубокой бронзы до этнографической современности.
Скала тянется по долине с запада на восток примерно на 60 метров и поднимается над землёй на 8–10 метров. Форма напоминает гигантскую природную ступень- её называют «бараний лоб». Жалтырак-Таш имеет две поверхности: Наклонная плоскость, гладкая, тёмная, отполированная ветром и временем. Плотный пустынный загар делает её почти фиолетовой. На ней сконцентрирована большая часть известных петроглифов -глубоких, чётких, часто выполненных точечной техникой.
Верхняя горизонтальная плоскость: Потрескавшаяся, покрытая лишайником. Именно здесь, несмотря на кажущуюся «мертвость» поверхности, археологи обнаружили самые тонкие и редкие гравировки -едва заметные, скрытые под слоями времени.
Обе плоскости буквально покрыты рисунками: они занимают каждую удобную грань, создавая ощущение, что древние мастера стремились оставить след на каждом клочке этой «сверкающей» скалы.
Жалтырак-Таш -яркий пример того, как менялись технологии и представления людей о мире: Эпоха бронзы и раннего железа -глубокая точечная техника, иногда с последующей шлифовкой. Тюркское время и Средневековье- более лёгкие гравировки, знаки-тамги, буквенные надписи, элементы эпиграфики. Поздние исторические слои - отдельные знаки и изображения, возникавшие вплоть до XIX–XX веков. Размеры рисунков варьируются от миниатюр в 4-5 сантиметров до крупных композиций высотой около двух метров. Некоторые сцены накладывались друг на друга -иногда в два, а то и три слоя. Репертуар изображений удивительно богат. Здесь встречаются: Реальные животные: горные козлы, благородные олени, верблюды, снежные барсы, пантеры, медведи, кабаны и другие хищники.
Сюжеты и сцены: охота с луком и копьями, сцены преследования, изображения повозок и ранних колесниц, антропоморфные персонажи, композиции со сложной, почти мифологической драматургией. Фантастические существа: драконы, химерические животные и уникальный для Центральной Азии образ кентавра -один из самых загадочных артефактов Жалтырак-Таша.
Одним из главных открытий последних лет стала изящная гравировка кентавра единственная подобная фигура среди петроглифов Кыргызстана. Особенности образа: кентавр изображён стреляющим из лука, его копыта -раздвоенные, что роднит его с кентаврами крито-микенского круга, композиция размещена на крошечной дискомфортной грани, будто спрятанной от лишних глаз, рядом расположен олень в раннем скифо-сибирском стиле-редкое сочетание мотивов. Исследователи отмечают, что мотив половинного существа с луком известен древней Греции и даже ближневосточной мифологии. Возможно, здесь перед нами не «греческий» кентавр, а местная интерпретация древнейшего охранительного образа.
Памятник охватывает почти всю историю региона: бронза -битреугольные изображения животных, близкие к стилю Саймалуу-Таша, развитая бронза -колесницы, антропоморфы, сцены охоты, раннее железо- мощная волна изображений в скифо-сибирском зверином стиле, средневековье - тамги, эпиграфика, символы кочевых кланов, поздние века -дополнительные надписи и отдельные фигуры. Сегодня Жалтырак-Таш находится на территории лесхоза и включён в Список памятников истории и культуры республиканского значения.
Почему стоит посетить Жалтырак-Таш. Это один из самых насыщенных по сюжетам петроглифических комплексов в Таласской области и в Кыргызстане. Он сохранил редкие стили и мотивы, которые встречаются на огромной территории Евразии. Здесь можно увидеть редчайшее изображение кентавра. Место идеально подходит для треккинга, фотоэкспедиций и научных маршрутов. Атмосфера ущелья создаёт ощущение, будто вы вступаете в диалог с людьми, жившими здесь тысячи лет назад.