Logo Burger
Главная » История и археология » Монументальный комплекс Кировского водохранилища: наследие эпохи больших строек

Монументальный комплекс Кировского водохранилища: наследие эпохи больших строек

В тесном каменном коридоре ущелья Чон-Капка, где дорога будто скользит между отвесными скалами, путешественника внезапно встречает огромная бетонная стена плотины. Но больше всего поражает не сама инженерия - а искусство, вписанное в её поверхность. Здесь, среди горного ветра и многолетних отложений времени, раскинулся один из самых необычных монументальных ансамблей Центральной Азии. Это - скульптурный комплекс Кировского водохранилища, созданный в 1975–1983 годах. Каменная летопись, вырезанная не в горах, а в самой инфраструктуре.

Группа выдающихся скульпторов -Виктор Арнольдович Шестопал, Теодор Теодорович Герцен и Виктор Павлович Димов -создала на подпорной стене плотины масштабный бетонный горельеф, отлитый прямо в монолите сооружения. Они получили задачу не просто украсить плотину - а создать сюжетную композицию, которая станет символом трудового подвига, благодаря которому родилось водохранилище и изменилась жизнь в Таласской долине. Художников вдохновляла эпоха больших строек: вера в работу, в созидание, в энергию народа. Так возникло одно из самых масштабных произведений монументального искусства в республике.

Основная часть комплекса -протяжённый тематический горельеф на подпорной стене. Он словно рассказывает историю будущим поколениям: кадр за кадром, фигура за фигурой. Композиция начинается с величавой женской фигуры -символического образа страны, олицетворяющего созидание, плодородие и труд. Далее сюжет разворачивается: чабаны с атрибутами профессии, строители с инструментами, шахтёры и проходчики, земледельцы, держащие плоды своего труда. Каждая фигура подана в динамике: кто-то тянет трос, кто-то заносит кирку, кто-то склонился над землёй. Бетонные тела «движутся» благодаря точной передаче ракурсов - сложных даже для станковой скульптуры, не говоря о монументальной. При свете заходящего солнца рельеф наполняется объёмом, а тени подчеркивают мускулатуру, складки одежды и напряжение жестов. Скульптура будто оживает - и кажется, что ещё чуть-чуть, и герои выйдут со стены.

Апофеозом ансамбля стал огромный портрет Ленина, размещённый на противоположной стороне плотины. Его высота сравнима с пятиэтажным домом. Голова словно вырублена из скалы -суровая, обращённая вдаль, в сторону степей. В советские годы это был знаковый образ власти и идеологии, но сегодня он воспринимается прежде всего, как мощный пример художественного языка эпохи. Бетонный гигант виден с больших расстояний -он словно «стоит на страже» ущелья. Скульптура удивительным образом сливается с пейзажем: рельеф скал продолжает суровые черты лица, делая его частью природной среды. Одно из главных достоинств коллектива художников -умение работать с пространством. Они вписали свои работы так, что ансамбль не выглядит чужеродным. С расстояния десятков метров рельеф сливается со стеной плотины, но вблизи открывает богатство пластики, высокую детализацию и точность пропорций. Это искусство не только для созерцания - но и для движения: путешественник воспринимает его в процессе пути, проезжая вдоль композиции.

Монументальный комплекс на плотине Кировского водохранилища -не просто часть прошлого. Это: редкий памятник советского модернизма, уникальный пример монументальной скульптуры в инфраструктурной архитектуре, важная культурная точка Таласской области, фотогеничное и почти забытое место, сохранившееся в первозданном виде. Путешественники приезжают сюда за атмосферой «большого стиля», исследователи -за уникальными элементами пластики, фотографы - за контрастом бетона и гор, а любители истории -за следами эпохи. Лучшее время для осмотра - утренние и вечерние часы, когда солнце создаёт на поверхности горельефа глубокие тени и подчеркивает выразительность фигур.