Logo Burger
Главная » История и археология » Петроглифы Бакайыр - Кара-Кууш: туры и затерянная галерея древних художников

Петроглифы Бакайыр - Кара-Кууш: туры и затерянная галерея древних художников


Горы Таласского хребта скрывают множество тайн, но одна из самых удивительных - комплекс наскальных изображений Бакайыр- Кара-Кууш, расположенный в легкодоступном ущелье, где шаги человека теряются среди камней, а древние сюжеты продолжают говорить с нами языком, понятным через века. Это место редко появляется на туристических картах, однако именно такие уголки делают путешествие в Таласскую область по-настоящему глубоким и осмысленным.

История поисков Nomаd.kg начинается здесь не с археологических экспедиций, а с одного случайного снимка. Местный краевед Акылбек Давлеталиев, большой знаток этих мест, когда-то показал фотографию необычного петроглифа- изящно вырезанного силуэта воина лучника в боевом облачении на великолепно прорисованном скакуне. Но болезнь не позволила ему указать точное местоположение. «Четыре месяца поисков увенчались успехом. С самого начала я решил: если найду изображение воина, он станет для меня символом Таласской битвы 751 года»,- рассказывает один из авторов проекта Nomad.kg Гамал Соронкулов. Так среди бесчисленных ущелий и каменных террас был найден этот уникальный рисунок - тонкая, почти ювелирная графика, выполненная рукой древнего художника, который жил здесь за сотни, а может, и тысячи лет до нас. Фигура воина в Бакайыре и сегодня будто напоминает о решающем столкновении цивилизаций -легендарной битве при Атлахе, когда союз тюрков и арабов остановил продвижение китайской армии. В этих горах история будто материализуется: линии древнего рисунка становятся связующим звеном между эпохами.

Помимо конного воина, комплекс Бакайыр -Кара-Кууш насыщен сотнями изображений: сцены охоты, где лучники преследуют горных козерогов; фигуры архаров с характерными закрученными рогами; солярные знаки, тамги, композиции с несколькими персонажами. Эти петроглифы относятся к разным эпохам - от эпохи бронзы до раннего средневековья. В их стилях прослеживаются черты сакской, усуньской и тюркской традиций. Рельеф здесь - не просто камень, а огромный открытый архив культуры степи.

Двигаясь по ущелью, путешественники обязательно заметят десятки каменных мини-пирамидок-туров. Эти сооружения сопровождают человека в горах Центральной Азии на протяжении многих веков. Их значение многогранно: Ориентиры. Туры указывали путь к перевалам, родникам, стоянкам. Ритуальные знаки. Их возводили как подношение духам гор или как просьбу о благополучном путешествии. Память о пути. На вершинах тур означал достижение цели, маленькую победу над пространством и стихией. Места силы. Некоторые пирамидки стоят в точках, которые испокон веков считались священными.

Таласская долина издревле была маршрутом кочевников, торговцев Шёлкового пути и воинов тюркских племён. Здесь сохранились десятки мест, где древние люди оставляли следы своего прошлого: Талас- это огромная открытая библиотека наскального искусства Средней Азии. Изображения здесь повествуют о быте, духовных практиках, войнах, охоте, мифологии и социальном устройстве древних народов. Для путешественника это шанс увидеть историю не в музее, а в самом природном контексте, где она была создана.

Лучше отправляться в путь с проводником или местным краеведом, так как петроглифы зачастую скрыты среди каменных террас и легко затеряться. Ущелья требуют осторожности и внимательности, но наградой станет встреча с древним искусством, которое редко увидишь где-то ещё.